+7 (495) 646-28-88

Дорогу инновациям!
Бизнес улетает в облака

Облачная инфраструктура стала новой точкой роста российского IT-сектора

Данных становится все больше, компании и их направления бизнеса расширяются, и ни одна организация не может обойтись без IT-инфраструктуры. Здесь у нее два пути: она может разворачивать ее на собственных мощностях (самостоятельно закупать оборудование) или же размещать их у провайдера: в виде аренды выделенных серверов, облака или готового платформенного решения. Вариант с размещением у провайдера на практике выходит дешевле, безопаснее и быстрее. И в последние несколько лет рынок аутсорсинга IT-инфраструктуры демонстрирует значительный рост.

Структура облачного рынка

Бизнес стремится повышать эффективность, внедряет все больше цифровых решений, аналитики данных и комплексных информационных систем, что требует роста вычислительных мощностей. Компаниям приходится либо наращивать объем своего физического «железа», софта и расширять штат IT-специалистов, либо обращаться за услугами к облачным провайдерам. Однако компании с 2022 года сталкиваются с трудностями при закупках иностранного оборудования: санкции, длинные цепочки поставок, а также значительный рост цен и отсутствие технической поддержки от глобальных вендоров.

По оценке iKS-Consulting, российский рынок облачных сервисов в прошлом году увеличился на 34%, до 121 млрд руб., и в ближайшие годы может вырасти в два с лишним раза. 83% рынка пришлось на IaaS (сдачу в аренду оборудования), а 17% — на PaaS (платформенные облачные решения). В 2022 году суммарный объем облачного рынка составил 90,6 млрд руб., показав рост на 47% к предыдущему году.

Крупные компании и малый бизнес все больше доверяют специализированным облачным провайдерам, которые имеют техническую экспертизу и позволяют оптимизировать расходы на IT. На это указывает постоянный рост рынка облачных сервисов в России.

Если компания сама закупает серверное оборудование, то сталкивается с высокими капитальными затратами (Capex), а если арендует вычислительные мощности у облачного провайдера, то ее ждут относительно небольшие операционные затраты (Opex). В том числе потому, что не надо набирать в штат дополнительных айтишников, которые сейчас в дефиците.

Облачные провайдеры быстро адаптировались к новым условиям и не только могут быстро развернуть необходимую клиенту IT-инфраструктуру, но и обеспечить ее безопасность. Такие компании имеют надежные, катастрофоустойчивые ЦОДы, в которых располагаются резервные источники электропитания и каналы связи. Помимо этого, провайдеры обеспечивают безопасность на сетевом уровне и защиту от DDoS-атак, защищают операционную систему и прикладное ПО клиента за счет партнерства с различными ИБ-вендорами.

Если на мировом облачном рынке сложилась «большая тройка» игроков — Amazon Web Services, Microsoft Azure и Google Cloud, то на российском рынке конкурируют десятки облачных провайдеров...

IaaS и PaaS

Стоит разобраться с тем, какие услуги предоставляют облачные провайдеры. Например, компания может взять в аренду облачные сервисы или выделенные серверы по модели IaaS (Infrastructure as a Service, инфраструктура как услуга). К IaaS относятся вычислительные ресурсы: виртуальные или физические серверы, хранилища, сети. По сути, это аренда мощных компьютеров целиком (bare metal или «железо» без дополнительных программных средств) или по частям (с помощью технологий виртуализации). На эту инфраструктуру заказчик устанавливает операционную систему, любое программное обеспечение и, к примеру, размещает приложения и сайты.

Провайдеры облачных услуг могут также предоставлять уже настроенные инструменты под разные задачи в формате PaaS (Platform as a Service, платформа как услуга). В отличие от IaaS, PaaS предполагает уже готовые к использованию продукты, к примеру систему управления базами данных, среду машинного обучения, обработки Big Data и т. д. Это экономит ресурсы компаний, облегчает процесс разработки и поддержки собственных приложений. Тот же Selectel, как независимый игрок, предлагает максимально широкий набор услуг и продуктов, среди которых частные и публичные облака на базе выделенных и виртуальных серверов (IaaS), а также готовые PaaS-сервисы.



Причины ухода в облака

В 2021 году драйвером спроса на облачные сервисы стал переход на удаленку во время коронавирусных локдаунов. Тогда российским компаниям срочно понадобились удаленные рабочие столы и прочие решения для дистанционной работы. Быстро внедрить их помогли именно облачные провайдеры. Крупный бизнес, опробовав решения, начал передавать им на аутсорсинг и другие, более критичные части IT-инфраструктуры.

В 2022 году спрос на облака подстегнуло импортозамещение. Многие российские компании хранили данные у международных облачных провайдеров, работавших в России через местных партнеров. При этом часть данных уже хранилась и обрабатывалась на российских серверах, как положено по закону о персональных данных, а часть (в обезличенном виде) — на иностранных. Когда международные провайдеры приостановили свою работу на территории России, данные отечественных компаний пришлось срочно переносить в полном объеме к локальным провайдерам.

За счет чего рост продолжается

Но главным фактором роста облачного рынка была и остается цифровизация самых разных отраслей бизнеса. Компании переходят на электронный документооборот, развиваются онлайн-продажи и взаимодействие с контрагентами через интернет. Помимо этого, возрастает роль анализа больших данных в принятии бизнес-решений. И в целом увеличивается объем информации, которую надо где-то хранить и обрабатывать.

Это означает, что предприятиям нужно выстраивать более сложную IT-инфраструктуру, закупать дополнительные серверы и ПО, нанимать больше специалистов. За этим российский бизнес все чаще обращается к облачным провайдерам. Потому что бизнесу важно сделать это быстро, с минимальными усилиями, при этом с максимальным уровнем надежности и отказоустойчивости. Например, на самостоятельное внедрение новых IT-решений у корпорации может уйти больше года. А облачные провайдеры могут сократить этот срок до нескольких недель.

Помимо скорости, отечественные компании продолжают испытывать трудности с закупкой новых серверов и ПО иностранных вендоров. Для того чтобы обеспечивать бесперебойную работу IT-систем, нужно иметь запас необходимого оборудования. Многие иностранные вендоры прекратили оказывать клиентам из России техподдержку (Dell, HP, Microsoft и др.). Зато крупные облачные провайдеры наладили прогнозируемые поставки серверного оборудования, умеют быстро настраивать необходимые приложения и поддерживают бесперебойную работу сервисов клиентов.

Тренды 2024 года

Рост облаков продолжается и в наступившем году. Это в том числе происходит из-за того, что иностранные компании либо продали российские подразделения, либо сделали их формально независимыми. Это значит, что российских «дочек» больше не обеспечивают IT-инфраструктурой и необходимыми компетенциями головные компании.

Растут и сервисы облачных баз данных. Клиентам сложно находить альтернативу привычной Microsoft SQL. Они предпочитают, чтобы их «сисадмином» для решения этой задачи был облачный провайдер. Растут и облачные хранилища данных типа S3 — раньше фото, видео и архивы документов российских компаний могли храниться на серверах Amazon, но теперь компании переводят их хранение в российские облака. Еще одним важным драйвером для переноса IT-инфраструктуры к провайдерам может стать законопроект о введении штрафов вплоть до 500 млн руб. за утечку персональных данных. При этом провайдеры имеют накопленную экспертизу и все необходимые сертификаты для обеспечения безопасности инфраструктуры и развитую партнерскую сеть с ИБ-компаниями. Все это позволяет им гарантировать высокий уровень защищенности клиентской IT-инфраструктуры, расположенной в дата-центре провайдера.

Источник
Обратно к новостям